29 серпня 2013 р.

Еще болѣе глубокое чувство возмущенія противъ нѣмцевъ вызываетъ письмо военнаго врача тылового подвижного госпиталя также попавшего въ плѣнъ: „Мы были приблизительно въ 35 верстахъ отъ линіи боя. Нѣмцы, зайдя намъ въ тылъ, окружили часть нашего обоза, при которомъ находился и нашъ санитарный отрядъ въ составѣ 4 врачей, 4 сестеръ милосердія, 1 фармацевта, 2 чиновниковъ и 40 солдатъ-санитаровъ.

Зная, что, согласно Женевской конвенціи, Красный Крестъ и его представители плѣнными не считаются, мы были сравнительно спокойны за нашу участь. Въ Красный Крестъ скоро доставили нѣсколько раненыхъ нѣмецкими же снарядами жителей-нѣмцевъ, и мы оказали имъ первую помощь.

Скоро прибыла нѣмецкая кавалерія. Насъ собрали въ одну комнату, отняли оружіе и всѣхъ (50 человѣкъ) заперли въ комнатѣ на двѣ кровати. Поставили парашу и не разрѣшили открывать окна. Сестеръ помѣстили въ другой комнатѣ. Ночью привели еще плѣнныхъ.

Весь этотъ день мы ничего не ѣли. На другое утро намъ дали по чашкѣ кофе и повели во дворъ тюрьмы. Выстроивъ насъ во дворѣ, маіоръ и врачъ обыскали всѣхъ, заявивъ, что деньги мы должны отдать имъ.

Одинъ изъ нашихъ солдатъ спряталъ что-то въ сапогъ. Его раздѣли до гола и полосовали хлыстами. У меня лично отобрали 130 рублей. Отобрали у насъ и перочинные ножи, полевые бинокли, а солдаты, кромѣ того, отнимали у насъ и часы.


Лишивъ насъ всего, нѣмцы оставили насъ, врачей, въ комнат, а солдатъ—подъ открытымъ небомъ. Весь этотъ день, а также и слѣдующій мы провели совершенно безъ пищи; солдаты же еще мокли подъ дождемъ, причемъ многіе изъ нихъ были безъ шинелей.

На третій день вечеромъ насъ повезли въ казарму и тамъ дали по тарелкѣ супа безъ хлѣба. Тамъ насъ и оставили; спали мы прямо на полу.

Черезъ три дня насъ подняли въ 5 часовъ утра и отправили въ путь, въ Ангерсбургъ. Разстояніе въ 48 километровъ мы сдѣлали въ одинъ день; на отдыхъ намъ дали только 20 минутъ. Другихъ словъ, кромѣ „русская свинья“ или „русская собака“, мы не слыхали. Двухъ солдатъ, отставшихъ и упавшихъ отъ изнеможенія, пристрѣлили.

Часовъ въ 9 мы прибыли въ Ангерсбургъ. Намъ дали комнату, гдѣ мы свалились на голый полъ. Ни сѣна, ни горячей воды—ничего. На другой день насъ посадили въ нагоны четвертаго класса, но такъ густо, что мнѣ всю ночь пришлось спать стоя.

Привезли насъ въ Галле, гдѣ поместили въ зданіи фабрики. Здѣсь мы провели около двадцати дней, спали на кирничномъ полу. Отсюда насъ перевезли въ Стендаль“..

Немає коментарів:

Дописати коментар